Главная » 2015 » Апрель » 11 » Классный час посвященный Дню Космонавтики 11 класс
Классный час посвященный Дню Космонавтики 11 класс

Цель: 1. Расширить знания учащихся о космонавтике, о её основателях, о первом

полёте человека в космос.

2. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за нашу Родину.

Ход классного часа:

I. Вступительное слово учителя.

Русские люди давным-давно мечтали о полётах, о покорении звёздного пространства. Герои любимых сказок летали на ковре-самолёте. С тех пор прошло много лет и мечты людей сбылись. Сейчас в звёздном пространстве летают космические корабли, международные космические станции, многочисленные спутники Земли. Космос всегда манил людей.

– А что такое космос?

(Это то, что окружает нашу планету, это мир звёзд и галактик, где нет воздуха.)

– Когда вы отгадаете загадки, то познакомитесь с некоторыми словами из «космического словаря».

Ни пера, ни крыла,

А быстрее орла,
Только выпустит хвост,
Понесётся до звёзд. (Ракета)

(Освоение космоса началось с создания первых ракет, которые доставляют в космические корабли.)

Человек сидит в ракете,

Смело в небо он летит.
И на нас в своём скафандре
Он из космоса глядит. (Космонавт)

(Космонавты – это люди, испытывающие космическую технику в космическом полёте.)

Не в первый раз, не в первый раз

В огне и звуках грома

Ракета в космос поднялась
С земного …. (Космодрома)

(Космодром – это комплекс сооружений для запуска космических кораблей. Запуск наших кораблей осуществлялся с космодрома Байконур, расположенного в Казахстане.)

Уходит в небо экипаж,

Отныне знаменитый.
Мы будем слушать репортаж

С космической …. (Орбиты)
(Орбита – это путь, по которому космический корабль кружит вокруг Земли.)

5. У нас сбываются мечты:
Покажут в телекадре,

Как по Сатурну ходишь ты

В космическом …. (Скафандре)

(Скафандр – это герметическое снаряжение, обеспечивающее

жизнедеятельность человека в космосе.)

Основателем современной космонавтики и ракетной техники является русский учёный и изобретатель Константин Эдуардович Циолковский. В своих трудах он научно обосновал возможность применения ракет для космических полётов. 29 лет он жил и работал в городе Калуге, поэтому Калугу называют колыбелью космонавтики. А создал такие ракеты Сергей Павлович Королёв – главный конструктор первых боевых и космических ракет, искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей, академик, дважды Герой Социалистического труда.

II. Сообщения учащихся об истории освоения космоса.

1. О запуске первого в истории человечества искусственного спутника Земли.
Первый искусственный спутник Земли был запущен на орбиту 4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут 34 секунды по московскому времени с космодрома Байконур. Дата запуска считается началом космической эры человечества. Спутник имел форму шара массой 83 кг 600г, к которому прикреплялись антенны длиной 2 метра. Полёт спутника имел ошеломляющий успех и принёс СССР (так раньше называлась наша страна) международное признание. Спутник просуществовал на орбите 92 дня, совершил 1440 оборотов вокруг Земли. Американцы ещё в 1948 году громогласно заявили, что первыми создадут спутник, а потом приступят к созданию ракеты, которая полетит в космос с человеком на борту. Но запустить первый спутник им удалось лишь в феврале 1958 года. Мы оказались впереди. За время работы наш спутник собрал информацию о верхних слоях атмосферы и о распространении в ней радиосигналов. В честь этого события в 1964 году в Москве на проспекте Мира был сооружён 99-метровый обелиск «Покорителям космоса» в виде взлетающей ракеты, оставляющей за собой огненный шлейф.

2. О запуске второго искусственного спутника Земли.

3 ноября 1957 года с космодрома стартовал второй спутник, в герметичной кабине которого находилась обыкновенная дворняжка Лайка. В то время сажать космические аппараты на Землю ещё не умели, поэтому возвращение Лайки не планировалось. Как и многие другие животные, собака погибла во время полёта. Полёт показал, что в условиях невесомости живое существо может долгое время жить и работать. До Лайки 42 собаки на ракетах совершили в общей сложности 29 полётов в верхние слои атмосферы. После неё – на шести космических кораблях – ещё 10. Всего 53 четвероногих друга человека испытывали на себе воздействие космоса, 20 из них, к сожалению, заплатили за это своими жизнями. 11 апреля 2008 года в Москве был установлен памятник Лайке. Памятник изображает космическую ракету, переходящую в ладонь, на которой гордо стоит Лайка.

3. Полёт Белки и Стрелки.

С 1960 года началась подготовка человека в космос. Была создана ракета длиной

38 м 76 см массой в 287 тонн. 19 августа 1960 года эта ракета вывела на орбиту корабль, хозяевами которого стали дворняги Белка и Стрелка вместе с 40 мышами и множеством мух. Во время полёта на собаках были скафандры – красный и зелёный. Совершив 18 оборотов вокруг Земли, они благополучно вернулись на Землю и стали мировыми знаменитостями.

4. О полёте человека в космос.

12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе. Русский!» Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту корабль «Восток» с первым космонавтом на борту – гражданином СССР Юрием Алексеевичем Гагариным. Корабль «Восток» с Ю. Гагариным выполнил один оборот вокруг Земли за 108 минут (1ч 48 мин) и закончил его на секунду раньше, чем было запланировано.
9ч 07 мин – старт. Гагарин говорит: «Поехали!» В 10 ч 55 мин корабль «Восток», облетев земной шар, благополучно приземлился.

III. Чтение учителем рассказа о полёте Юрия Гагарина «У доброй славы большие крылья».

Гагарин стал героем всей Земли. Его имя знает весь мир. Он проложил дорогу в космос. Прямо на Красной площади в Москве ему вручили Золотую Звезду Героя Советского Союза. В последующие годы он совершил множество зарубежных визитов. Но 27 марта 1968 года при выполнении тренировочного полёта Гагарин погиб.

IV. Сообщения учеников (продолжение)

Женщины в космосе.

После полёта Ю. Гагарина покорение космоса пошло уже другими темпами. Стало ясно, что человек может работать в открытом космосе. Космос оказался местом не только для суровых мужчин. Первый в мире полёт женщины осуществила Валентина Владимировна Терешкова на корабле «Восток – 6». Стартовала она 16 июня 1963 года, облетела Землю 48 раз, провела в космосе 71 час.

Вторая женщина отправилась в космический полёт только через 19 лет. Это была Светлана Евгеньевна Савицкая. С 19 по 27 августа 1982 года она находилась в космосе.

Третьей российской женщиной-космонавтом была Елена Владимировна Кондакова. Её полёт в космос состоялся 4 октября 1994 года, а возвращение на Землю 22 марта 1995 года после 5 месяцев полёта.

6. Выход в открытый космос А. Леонова.

Первый в истории выход в космос был совершён космонавтом Алексеем Архиповичем Леоновым 18 марта 1965 года. Выход в космос длился 23 мин 41 с.

Выполнив программу, он с трудом возвратился в корабль, так как его скафандр из-за разности давления внутри и снаружи раздулся и не проходил через шлюз. Только хладнокровное стравливание воздуха в скафандре позволило благополучно завершить полёт. По итогам полёта был сделан вывод о возможности человека выполнять различные работы в открытом космосе. А рекорд по числу выходов в космос (16) и продолжительности пребывания (82 ч 22 мин) в открытом космосе принадлежит российскому космонавту Анатолию Яковлевичу Соловьёву.

V. Беседа по вопросам:

– Какими качествами должен обладать космонавт?

(Он должен быть трудолюбивым, любознательным, настойчивым, целеустремлённым, отважным, смелым, решительным, умным, сильным, здоровым, находчивым, образованным, дисциплинированным, ответственным, надёжным, патриотом)

– Что такое невесомость?

(В космосе нет воздуха, люди и предметы не имеют веса, всё, что не закреплено, летает. Это состояние называется невесомостью. Поэтому и еда у космонавтов находится в тюбиках.)

– Кто знает, где происходит подготовка космонавтов?

(В Звёздном городке Московской области. С 1960 года здесь готовили всех космонавтов к полётам. Перед каждой тренировкой они проходят медицинское обследование, к перегрузкам готовятся на центрифуге массой 320 тонн.)

– Какие научные открытия сделаны в результате космических полётов?
(Астрономы открыли новые звёзды, учёные получили представление об экологическом состоянии нашей планеты, исследуются недра земли, определяются места полезных ископаемых, осуществляется управление курсов кораблей в океанах; изобретение мобильных телефонов – заслуга космонавтики.

VI. Разгадывание кроссворда.

– Для закрепления знаний разгадаем кроссворд с ключевым словом космонавтика.

К

А

у

г

а

1. Основоположник современной космонавтики и ракетной техники.

2. Главный конструктор первых космических ракет и кораблей.

3. Костюм космонавта, обеспечивающий жизнедеятельность в космосе.
4. Место для запуска космических кораблей.
5. Лётчик-космонавт, первым совершивший выход в открытый космос.
6. Крупнейший космодром в Казахстане.
7. Первый космический пилот.
8. Город – центр подготовки космонавтов.
9. Первый пилотируемый космический корабль.
10. Путь космического корабля вокруг небесного тела.
11. Первая женщина-космонавт.

12. Колыбель космонавтики.

VII. Подведение итогов классного часа.

После старта Гагарина прошло 50 лет. За это время многое изменилось в космонавтике. И техника стала мощнее, и подготовка экипажей сложнее. Космические корабли стали многоместными. На орбиту одновременно могут отправиться сразу несколько человек. Теперь работа в космосе может длиться по несколько месяцев. Космические аппараты побывали на Луне и Венере и привезли оттуда образцы грунта. Человек посетил Луну, исследовал почти все планеты солнечной системы. Но первый полёт был наиболее трудным и опасным.
В честь 50-летия полёта Ю. Гагарина 2011 год объявлен Годом Российской космонавтики. И сейчас. В минуты, когда мы проводим свой классный час, где-то далеко-далеко в космическом пространстве космонавты несут свою важную и трудную вахту на корабле «Юрий Гагарин», запущенном накануне 50-летия первого полёта человека в космос.

Категория: Занятия | Просмотров: 352 | | Рейтинг: 0.0/0